Публикации

Киевская земля: шаг вперед и два назад

31 мая 2017 вступило в силу решение Киевсовета № 241/2463 от 20.04.17 «Об утверждении Порядка приобретения прав на землю из земель коммунальной собственности в городе Киеве» (далее – «Порядок»), которым устраняются лишние бюрократические препятствия, в частности, уменьшается количество документов, которые необходимо подавать заявителю, а также сокращаются сроки рассмотрения заявлений. Кроме того Порядок содержит ряд неоднозначных норм и явных несуразностей, которые придется учитывать при оформлении прав на столичную землю.

Подача заявления

Новый Порядок предусматривает всего три вида заявлений и ходатайств:

- на получение разрешения для разработки проекта землеустройства по отводу земельного участка;

- на разработку документации по землеустройству относительно установления границ земельного участка, его раздела или объединения, или на передачу части участка в субаренду;

- о возобновлении договора аренды.

Кроме того, в Порядке приведен исчерпывающий перечень документов, которые необходимо предоставить вместе с заявлением, а также устанавливается запрет требовать любые другие документы, в частности, материалы и документы для подтверждения информации, которая содержится в градостроительном кадастре, городском и государственном земельном кадастре и должна предоставляться Департаментом земельных ресурсов самостоятельно и бесплатно.

Также от заявителя не требуется предоставления архивных решений прошлых лет по отводу земли или согласие предыдущих пользователей земельного участка, при условии, что предоставлены документы, подтверждающие переход права собственности на объект недвижимости, расположенный на участке.

Срок подготовки ответа, проекта решения Киевсовета или резолюции секретаря по заявлению сокращен до 10 рабочих дней с момента подачи, а по статусу рассмотрения можно будет наблюдать на сайте kmr.gov.ua.

Раздел земельного участка

Отпала необходимость получать решение трех сессий Киевсовета для того, чтобы пройти полную процедуру разделения земельного участка, принадлежащего заявителю на правах аренды.

Сейчас достаточно решения сессии Киевсовета, резолюции секретаря Киевсовета и заключения Департамента земельных ресурсов КГГА.

Аренда земли

Отныне длительная процедура заключения и подписания договора аренды земельного участка вместо шести месяцев будет составлять только один.

Предусматривается возможность автоматической пролонгации договора аренды. Для этого арендатор должен направить письмо-уведомление о продлении срока договора и, в случае, если в течение месяца после окончания срока аренды не получит отказ от Киевсовета, договор будет считаться восстановленным на тот же срок и на тех же условиях, что и предыдущий.

Основанием для заключения дополнительного соглашения по такому договору аренды является положительное заключение постоянной комиссии Киевского городского совета по вопросам градостроительства, архитектуры и землепользования.

Оформление земли в «красной линии»

Новый Порядок предусматривает возможность отвода земельного участка в «красных линиях» при условии, что на ней расположено недвижимое имущество заявителя и в заявлении аргументирована необходимость оформления права аренды для организации заездов-выездов на прилегающий участок.

При этом договоры аренды земельных участков в пределах красных линий должны содержать пункт о досрочном расторжении договора в установленном порядке при возникновении необходимости использования земельного участка для общественных нужд.

Субаренда: очевидный ляп

Если буквально следовать пункту 8.1 Порядка каждый арендатор городской земли, который намерен передать весь арендованный земельный участок либо его часть в субаренду, должен обеспечить разработку технической документации по установлению границ части участка, на который распространяется субаренда, а потом согласовать ее с городом. Земельное законодательство действительно предусматривает возможность субаренды части участка, именно для этого и нужно определить на местности границы такой части. А вот для субаренды целого участка такая «техничка» совершенно бессмысленна.

Положение п. 8.1 Порядка, обязывающее арендатора испросить у Киевсовета согласие (поручение) на разработку техдокументации, а потом и согласовать разработанную документацию, очевидно, находится в коллизии со статьей 55-1 Закона Украины «О землеустройстве» и статьей 29 Закона Украины «О Государственном земельном кадастре». Ведь закон предписывает вносить в кадастр сведения исключительно о границах части земельного участка, на который распространяется субаренда, а не обо всем земельном участке (при передаче целого участка в субаренду). Отметим, что действовавший до 31 мая 2017 года порядок отвода земли в городе Киеве прямо утверждал отсутствие необходимости разработки какой-либо технической документации в случае субаренды целого участка.

Изменение вида использования участка: когда закон городу не писан

Последний пункт 12.1 Порядка предусматривает, что изменение вида использования участка, сопровождающегося изменением т.н. КВЦПЗ (кода вида целевого назначения), должно обязательно проходить через разработку проекта отвода. В определенной степени, это самодеятельность, ничего общего не имеющая с положением части 5 статьи 20 Земельного кодекса Украины, согласно которому вид использования участка в рамках категории целевого назначения определяется ее собственником либо пользователем самостоятельно. Пункт 12.1 Порядка (подзаконного акта) нивелирует либеральное содержание упомянутой нормы Земельного кодекса, прямо противореча не только духу, но и букве закона, создавая дополнительные риски неопределенности в использовании городских земель. И дополнительные коррупционные риски. Но это уже совсем другая история.

Ссылка на публикацию

подписаться на новости
KPD Consulting - полносервисная юридическая компания.
 
Мы ориентированы на бизнес-потребности  корпоративных Клиентов в эффективной правовой поддержке.
Компания является участником Lexicom (сети международных юридических фирм Европы), что является залогом успешного сопровождения Клиента в ключевых иностранных юрисдикциях.